НП Гильдия Психологов, Психотерапевтов и Тренеров
имени профессора Виктора Алексеевича Ананьева. Сайт исполнительного директора Святослава Шеха.
 
Ананьев В.А.
 
Меню сайта

Поиск

Форма входа

Партнеры

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Наш опрос
Какая тематика семинаров Вас больше интересует?
Всего ответов: 883

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 08:54

В.А. АНАНЬЕВ – УЧЕНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК 
Л.П. Лассан, Я.В. Малыхина (Санкт-Петербург) 

Лассан Людмила Павловна –  кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена. E-mail: lassan@mail.ru 




Малыхина Яна Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена. E-mail: strela@sbor.net 




Аннотация. Статья посвящена памяти основателя кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена профессора В.А. Ананьева. В работе приводятся биографические данные, а также освещаются ключевые моменты творческой жизни. Рассматриваются основные положения научного наследия: онтогенетическая концепция развития болезней адаптации, понятия «общий девиантный синдром адаптации (ОДСА)», «структурный аттрактор болезни» и «структурные аттракторы здоровья», психология здоровья, концепция «Цветок потенциалов». Рассматривается практическая деятельность профессора, преподавателя, психотерапевта, создателя «Потрясающей психотерапии». 

Ключевые слова: психология, клиническая психология, психосоматика, психология здоровья, психотерапия. 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации. 

В этом году исполняется 10 лет со дня основания кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена. Наша статья – дань памяти профессору Виктору Алексеевичу Ананьеву, который руководил кафедрой с момента ее создания и до своего трагического ухода из жизни в 2007 году. Яркая творческая жизнь этого самобытного человека и ученого оставила большой вклад в теоретической и практической психологии, значение которого еще предстоит осмыслить в полной мере. 

Виктор Алексеевич родился в 1956 году в Башкирии в небольшом шахтерском городке Кумертау. В 1975 году окончил Горномеханический техникум по специальности горного техника-электромеханика и был призван в ряды Советской Армии.

В.А. Ананьев во время службы в рядах Советской Армии 1976 г.

В.А. Ананьев во время службы 
в рядах Советской Армии 1976 г. 

В армии был активным членом комитета комсомола, отвечал за воспитательную работу. Именно здесь проявились его способности неформального лидера: он умел привлечь внимание, заставить себя слушать, повести за собой. Свободное время проводил за чтением. Как вспоминал сам Виктор Алексеевич, интерес к психологии, к познанию мира, жизни, людей, себя самого возник у него именно во время службы в рядах Советской Армии, и отправной точкой стала статья о психологии в журнале «Наука и жизнь», которая определила всю его дальнейшую жизнь. 

После демобилизации в 1977 году он поступает слушателем на подготовительное отделение Ленинградского государственного университета, затем в следующем году – на факультет психологии, который заканчивает в 1983 году. 



В.А. Ананьев 
в студенческие годы. 

По мнению Виктора Алексеевича, самым значимым событием для него за время учёбы в университете стал курс лекций по основам психосоматики, прочитанный Юрием Михайловичем Губачёвым. В то время этот курс был новым в подготовке психологов и вызвал большой отклик в студенческой аудитории. Личность Юрия Михайловича – увлечённого исследователя, профессионала служила вдохновляющим примером для студентов. Созданный им коллектив единомышленников был творческой лабораторией для многих молодых учёных. Дипломная работа В.А. Ананьева была посвящена проблемам психосоматики и стала основой для дальнейших разработок, которые реализовались в кандидатской диссертации «Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенными состояниями и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки» (1988). Научными руководителями этой работы были Ю.М. Губачёв и Б.Д. Карвасарский. Это время Виктор Алексеевич называл началом своего настоящего ученичества, где было необходимо научиться «мыслить глобально, а действовать локально». Непосредственным куратором и наставником для него стал Владимир Ильич Симаненков. В этом коллективе В.А. Ананьев приобретал навыки проведения сеансов психотерапии, гипноза, аутогенной тренировки, стресс-интервью, участвовал в разработке концептуальных основ онтогенетической психосоматики. 

Интерес к теме психосоматических расстройств являлся центральным в профессиональной деятельности на протяжении всей его жизни. Докторская диссертация была посвящена теме «Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов» (1998). Эта работа стала итогом многолетнего труда. Исследование включало в себя клиническое, биохимическое, экспериментально-психологическое, социально-психологическое обследование более 2000 пациентов с заболеваниями бронхиальной астмой, язвенной болезнью желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезнью, сердечно-сосудистой патологией, сахарным диабетом, ревматоидным артритом, очаговым туберкулёзом легких. Следует отметить, что биохимическое исследование включало в себя не только изучение гормонального фона, но и иммунной системы, что позволило получить уникальные результаты для описания многомерных взаимосвязей соматогенеза, психогенеза и социогенеза болезней адаптации. В результате были сформулированы основные положения онтогенетической концепции развития болезней адаптации. При обобщении полученных данных В.А. Ананьев использовал методологический потенциал синергетики, молодой общенаучной теории. Определяя человека, как открытую нелинейную сложную самоорганизующуюся систему, стадии онтогенеза психосоматических расстройств представляются в виде точек бифуркации, в которых дальнейшее развитие системы может направляться как в благоприятном направлении (в сторону здоровья), так и в неблагоприятное русло (болезнь). Согласно синергетическим положениям, в нелинейных средах (примером которых может быть жизнь человека) существует множество путей эволюции системы. Однако, эта многовариантность не является абсолютной свободой выбора. Реализовываться будут те, которые потенциально заложены в системе. В своих обобщениях эмпирического материала В.А. Ананьев предположил, что в условиях напряжения адаптационных ресурсов, неравновесия в балансе адаптационно-компенсаторных механизмов (в условиях хаоса), стабилизация системы будет происходить под воздействием уже имеющихся тенденций. Им введено понятие «структурный аттрактор болезни». Так обозначены функциональные многоуровневые патологические психосоматические системы, которые формируются в процессе онтогенетического развития индивидуума на базе генетических предпосылок и включают в себя как биологические, так и фенотипические факторы. Эти системы представляют собой, по сути, устойчивые паттерны реагирования на средовые воздействия, выступающие в роли «системы-мишени». Переживание стресса актуализирует аттрактор, что приводит к локальной перегрузке и ведет к развитию конкретного заболевания. Анализируя динамику формирования психосоматических расстройств от состояния условного здоровья (или в авторской терминологии стадии «базовых умений»), через предболезнь, болезнь к ремиссии, В.А. Ананьев описал принципы взаимодействия адаптационно-компенсаторных механизмов с системных позиций, применив концепцию иерархических порядков Берталанфи. Это была попытка осмысления взаимоотношений поведенческого, эмоционального, когнитивного и духовного уровней функционирования индивидуума, актуализирующихся в пространстве биологических проявлений. Предположение о существовании коридора «нормы адаптации» для каждого уровня и механизмах их взаимодействия создавало основу для дальнейших междисциплинарных исследований, имеющих большое значение для профилактики, лечения и реабилитации пациентов с болезнями адаптации. Однако, как было показано В.П. Петленко, под руководством которого В.А. Ананьев работал на кафедре подростковой медицины и валеологии ГИДУВа с 1987 года, в многоуровневом организме между уровнями нет прямой соподчиненности. Таким образом, необходимо было вести поиск обобщающих факторов, результирующих взаимодействие этих уровней. 

Изучение личностных особенностей позволило описать универсальную типологию пациентов при болезнях адаптации. В зависимости от специфики эмоционального реагирования и способа разрешения эмоционального конфликта выделены пассивно-гетерономный, активно-автономный и уравновешенный типы. Эти три типа были характерны для пациентов всех групп изучаемых заболеваний, что иллюстрировало неправомерность выделения «специфического эмоционального конфликта» для отдельной нозологии и позволяло предполагать относительную универсальность преморбидных особенностей индивидуума. 

Позднее, обосновывая задачи профилактики, В.А. Ананьев ввел понятие «общий девиантный синдром адаптации (ОДСА)». «…Это базовые нарушения донозологического уровня на когнитивном либо эмоциональном, либо поведенческом уровнях. Эти нарушения не специфичны, полиморфны по проявлениям, они не относятся к патологическим и представляют собой донозологический уровень реагирования. Проявления данного синдрома выступают факторами, затрудняющими адаптацию». Согласно логике анализа результатов своей докторской диссертации В.А. Ананьев предполагал, что ОДСА является условием активации «структурных аттракторов болезни» и ведет к формированию различных нозологических форм, детерминированных наибольшими нарушениями «нормы адаптации» на каком-либо уровне функционирования индивидуума. Изучение динамики психосоматических показателей в условиях комплексной терапии с применением психокоррекционных мероприятий показало, что включение последних в лечебный процесс действительно приводит не только к изменениям показателей личностных переменных, но и к определенным изменениям гормональных систем, способствующих стабилизации патологического процесса и реконвалесценции. Значение психотерапевтического вмешательства В.А. Ананьев видел в «протекторной» роли психотерапии, задача которой смягчить реактивность «структурного аттрактора болезни», а также в её «модулирующей» функции, призванной способствовать направлению адаптационно-компенсаторных процессов в благоприятную сторону. Основной же задачей первичной профилактики становилось предупреждение формирования ОДСА. 

Следующим шагом обобщения явилось предположение, что наряду с существованием функциональных патологических психосоматических систем (структурных аттракторов болезни) должны существовать и противоположные системы – «структурные аттракторы здоровья», являющиеся альтернативным путем развития системы в точках бифуркации. В данном случае здоровье рассматривается как «процесс устойчивости неустойчивого взаимодействия адаптационных и компенсаторных механизмов» (Ананьев В.А. 1998). 


К сожалению, дальнейшего развития в печатных работах В.А. Ананьева эта идея не получила. В своих лекционных курсах он показывал, что «структурный аттрактор здоровья» – понятие более широкое, чем существующее в науке понятие «внутренняя картина здоровья». Этот аттрактор также является сложной функциональной психосоматической системой, но в отличии от «аттрактора болезни» в нем больше представлены не биологические, а психологические компоненты. Можно сказать, что аттрактор здоровья – это сформированный в процессе жизни коридор «нормы адаптации» на биологическом, психологическом и социальном уровне, диапазон которого может способствовать поддержанию баланса адаптационно-компеннсаторных механизмов при стрессовых нагрузках. Компоненты и свойства этого аттрактора нуждаются в изучении, так как, ввиду своей природы, они, очевидно, формируются в результате научения и могут быть предметом профилактических воздействий.

Итогом докторской диссертации В.А. Ананьева также стало утверждение необходимости развития нового научного направления, которое к тому времени уже развивалось за рубежом, – психологии здоровья. «Это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его развития и сохранения» (Ананьев В.А., 1998). 

Мечтой В.А. Ананьева было создание метадисциплины, в которой могли бы, наконец, соединиться знания, накопленные в науках о человеке в интересах практики – эффективной адаптации человека в условиях стремительно меняющегося мира. Создание в 2000 году кафедры клинической психологии в РГПУ им. А.И. Герцена полностью отвечало этой идее. 

Виктор Алексеевич сумел собрать коллектив увлечённых, творческих специалистов, профессионалов в своих областях. Присутствие в одном коллективе биологов, врачей и психологов создавало условия для осуществления информационного метаболизма и междисциплинарного синтеза. 



Кафедре клинической психологии 
РГПУ им. А.И. Герцена 5 лет (2005 г.) 


Идеи холизма, позволяющие рассматривать человека как целостность, всегда были близки В.А. Ананьеву. Он считал, что современный уровень развития науки требует интегрированных, междисциплинарных исследовательских программ. В докторской диссертации он формулирует универсальную профилактическую модель «Цветок потенциалов». 
Она объединяет в себе семь основных потенциалов («лепестков»), представляющих разные аспекты целостного здоровья человека: интеллектуальный, личностный, эмоциональный, физический, социальный, креативный и духовный. «Цветок потенциалов» – та практико-ориентированная ось, на которой возможно метаконструирование теоретических концептов, накопленных в психологии, медицине, педагогике и других смежных областях. Возможно поэтому применение концепции «Цветок потенциалов» в школьной практике, в профилактических программах разного уровня и назначения нашло живой отклик. 
Перечисленные семь аспектов здоровья представляют собой зоны, в которых проявляет себя компетентность человека в отношении обстоятельств своей жизни. Гармоничное раскрытие всех компетенций составляет основу для описания «холистического здоровья» человека. «Раскрытие же отдельных компетенций (потенциалов личности) будет свидетельствовать о наличии «фрагментарного здоровья» (гипертрофированное развитие одних и гипотрофированное существование других). Можно сказать, что введённое В.А. Ананьевым в психологию здоровья понятие «компетентности» акцентирует практическую направленность теоретических изысканий. «Компетентность» понимается как совокупность способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для гармоничной адаптации к реальной жизни. В.А. Ананьев считал, что на основе изучение адаптивного поведения человека, его психофизиологических механизмов, систематизации знаний о поведении риска, предшествующего заболеваниям (патогенетический подход), и поведения, способствующего благополучному функционированию человека (саногенетический подход), возможно описать антропологический идеал, раскрыть секрет здоровья человека. 

В контексте целостного понимания здоровья человека, «быть здоровым» – значит владеть «искусством жить» полноценной жизнью в соответствии с тем, что дано от природы. Компетентности, позволяющие человеку осуществлять свою индивидуальную программу здоровья, и составляют основной предмет изучения в психологии здоровья. В.А. Ананьев поддерживал точку зрения, что методы первичной профилактики болезней адаптации неспецифичны. Он считал, что практическая психология может заниматься профилактикой общего девиантного синдрома адаптации, которая должна заключаться в уважительной поддержке тенденций уникального развития индивидуума, создании условий для продвижения, активизируя и используя его собственные ресурсы. При таком подходе развитие «компетентностей» составляется из информирования человека, а также расширения репертуара индивидуальных «базовых умений», которые составляют «комплекс адаптационно-компенсаторных паттернов, отлаженная работа которого свидетельствует о нашем психическом и соматическом благополучии» [Ананьев В.А., 2006]. 

Известной трудностью изучения здоровья человека является несовершенство исследовательского инструментария. Имеющиеся методы созданы на разных теоретических основаниях и потому трудно сопоставимы. Для реализации идеи целостного изучения здоровья человека под руководством В.А. Ананьева велась разработка интегративных методов оценки здоровья. На основе концепции «Цветок Потенциалов» был создан Мультимодальный Интегративный Опросник МИО-1, который включается в себя 28 шкал, позволяющих оценить компетенции индивида, обеспечивающие его холистическое здоровье на едином теоретическом основании. Апробация показала, что шкалы разработанного опросника обладают высокой согласованностью и более чувствительны в левой части распределения – зоне слабого развития компетенций. Анализ статистически значимых различий, полученных для групп, различающихся по уровню здоровья в соответствии с методиками SCL-90, SF-36 и САМОАЛ, показал высокую дискриминативность опросника МИО-1. Дальнейшая работа над этим инструментом может позволить значительно усовершенствовать диагностику «мишеней» профилактических вмешательств. Данная особенность в высшей степени актуальна в выполнении задач первичной и вторичной профилактики девиантного (в том числе аддиктивного и делинквентного) поведения, психосоматических заболеваний, реабилитации наркозависимых, реадаптации инвалидов и лиц, страдающих хроническими соматическими и психическими заболеваниями. Возможности опросника делают его незаменимым в педагогике, создании и модификации воспитательных систем, программ развития в различных образовательных учреждениях. 



Заседания кафедры клинической психологии РГПУ 
им. А.И. Герцена – творческий союз поколений. 


Под руководством профессора В.А. Ананьева на кафедре клинической психологии проводились исследования по многим научным направлениям. Это «Психология здоровья и психотерапия психических и психосоматических расстройств (онтогенетический подход)», «Семейная системная психотерапия в реабилитации детей и подростков с эмоциональными и поведенческими расстройствами», «Психокоррекционные методы в аддиктологии», «Арт-анализ у психосоматических пациентов», «Интегративное психотерапевтическое консультирование», «Методология и метод системных исследований в медицинской психологии» и другие. 

Такое разнообразие иллюстрирует жизненную позицию В.А. Ананьева как руководителя: он всегда умел поддержать и вдохновить своих коллег на собственные исследования. Под руководством В.А. Ананьева было защищено 11 кандидатских диссертаций. 

Научная деятельность никогда не заслоняла для В.А. Ананьева практическую. Прежде всего, он был прекрасным психотерапевтом, создателем авторского метода – Потрясающая психотерапия (ППТ). Теоретические положения этого метода близки к идеям трансперсональной психотерапии. ППТ делает акцент на феноменальной организации человека. Жизненная история каждого человека содержит в себе противоречивое сочетание необходимости поддержания гомеостаза (как биологической, так и психологической категории) и стремления к развитию, эволюции. В положениях ППТ это противоречие разрешается через понятие кризиса, потрясения, которые представляют собой «поворотные моменты в жизни человека, в его мировосприятии, когда формируется новый взгляд на действительность». Анализ кризисных переживаний позволяет открыть доступ к внутренним ресурсам человека, заглянуть за пределы семантических полей и продвинуться к ««самости», как центру целостного человека» (К. Юнг). 



«Идеальная психотерапевтическая динамика представляет собой трансформацию доверия к кому-то в доверие к себе, веры в кого-то – в веру в себя, знания о ком-то – в знание о себе». 


В.А. Ананьев на обучающем семинаре
по интегративному психологическому 
консультированию и потрясающей психотерапии. 



В одном из интервью В.А. Ананьев так коротко описывает значение анализа кризисных переживаний: «Кризисные события жизни могут оказать разные действия: одного человека они приводят к сумасшествию, а другого – к святости. Когда опрокидывается вся жизнь, все смыслы, на которые опирался разум, это тяжкое испытание. Выдержавший его обретает новые смыслы на новом уровне существования… Многие видные личности, как правило, имеют в своей истории опыт потрясения. После него часто обостряется интуиция, и человек становится словно бы ведомым некою силою. Такие люди опираются уже не просто на факты и знания, а на внутренние подсказки. Ведь потрясение открывает доступ к внутренним ресурсам человека». 

Виктор Алексеевич считал, что человек должен реализовываться в трех направлениях: в роли ученика, учёного, учителя. Он всегда был открыт новому опыту, часто посещал семинары российских и зарубежных коллег, создавал условия для обмена опытом тех, кто работал рядом с ним. Но особенный дар проявлялся в нем, когда он сам выступал в роли учителя. Его свободная и доходчивая манера изложения сложного материала не просто вызывала интерес у студентов и слушателей его семинаров, а увлекала, вдохновляла на собственные поиски, способствовала самообразованию. Тысячи специалистов, прошедших обучение у Виктора Алексеевича практически во всех регионах России и в ближнем зарубежье, с благодарностью вспоминают его семинары. 




В.А. Ананьев на ежегодном Молодежном 
фестивале Гильдии Психотерапии и Тренинга. 

Становление Виктора Алексеевича как профессионала пришлось на «время перемен». Стремительные изменения политической системы в России открыли возможности для знакомства с опытом зарубежных коллег, исследования феноменов, которые раньше игнорировались марксистской наукой. Его отличало неутомимое любопытство, стремление оказаться на грани неведомого, разгадать тайны, которые не может объяснить современная наука. Изучению таких феноменов была посвящена работа «лаборатории новых психотехнологий» – неформальной группы единомышленников, исследующих потенциал нетрадиционных методов лечения от практик целительства до экстрасенсорных воздействий. 



В.А. Ананьев на ежегодной Летней Школе 
Гильдии Психотерапии и Тренинга. 

Вокруг В.А. Ананьева всегда было много людей, его деятельность не ограничивалась рамками кафедры. С 1994 года он был бессменным лидером и президентом "Гильдии Психотерапии и Тренинга" – профессионального сообщества Санкт-Петербурга. Это была площадка для взаимного обогащения специалистов, творческий дух которой привлекал и побуждал к профессиональному росту. 

Виктор Алексеевич верил, что будущее принадлежит «психологии с человеческим лицом», что достижения именно этой науки способны предотвратить угрожающие тенденции развития современной цивилизации, именно в ней находится эвристический потенциал для повышения эффективности современной медицины, улучшения качества жизни человека. 


Краткая библиография 
1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб., БПА.,1998. – 148 c. 
2. Ананьев В.А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов //Автореф. дисс. …. д.псх.н. – СПб, 1999, МАПО. – 46 с. 
3. Ананьев В.А. Концептуальная основа потрясающей психотерапии // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. – СПб., 1995. 
4. Ананьев В.А Введение в потрясающую психотерапию // Журн. практического психолога. – М., №7-8., 1999. С. 41-71. 
5. Ананьев В.А. Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенными состояниями и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. // Автореф. дисс…к.псх.н. – Л., НИПНИ им. В.М. Бехтерева.,1988. 
6. Симаненков В.И., Ананьев В.А. Концептуальные основы онтогенетической психосоматики // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб.,1994. (а). 
7. Симаненков В.И., Ананьев В.А. Психосоматическая медицина //Пермь, 1994. (б). 
8. Ананьев В.А. Человек как психосоматическая система. // Валеология человека. Т.1, СПб., 1996 (а). 
9. Ананьев В.А., Д.Н. Давиденков, В.П. Петленко, Г.А. Хомутов Этюды валеологии (монография) // СПб, БПА, 2001. – 210 с. 
10. Ананьев В.А., Никифоров Г.С., Гурвич И.Н. и др. Психология здоровья. СПб., СПбГУ, 2001. 
11. Ананьев В.А. Малыхина Я.В., Васильев М.А. Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения. (монография). – СПб., 2002. – 177 с. 
12. Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. (монография). – СПб., 2003 РГПУ им. А.И. Герцена. – 171 с. 
13. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья – СПб., 2006 
14. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья: Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. — СПб., 2007 


Авторы выражают благодарность Татьяне Павловне Ананьевой за помощь и содействие. 


Ссылка для цитирования Лассан Л.П., Малыхина Я.В. В.А. Ананьев – ученый, учитель, ученик. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
НП 'Гильдия Психологов, Психотерапевтов и Тренеров' Святослав Шех © 2024 E-mail: shekh@bk.ru, тел. +79112828857
Бесплатный хостинг uCoz